24 мая в Пинске в кафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии прошло таинство первого причастия. Причастие принимали 10 мальчиков и 10 девочек. Два года до этого момента дети ходили в воскресную школу, готовясь к этому дню: они усердно учили молитвы и основы христианства. Вчера, в преддверии первого причастия, у них была первая исповедь. Службу проводил епископ Антоний Демьянко и отец Пётр.
Таинство евхаристии (от греч. «благодарность»), или причащения, было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и заповеданное Им Церкви. Суть таинства заключается в воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение — месса — совершается в Церкви постоянно. Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.
В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.
В Православной Церкви детей причащают с младенческого возраста, сразу же после крещения, а в латинском обряде ребёнок может принять причастие лишь тогда, когда имеет представление об основах веры и может понять разницу между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет, а порой и позже). Но это лишь проявление разнообразия традиций, а не принципиальное противоречие. В восточных обрядах Католической Церкви практикуется и причащение младенцев.
В латинском обряде первое причастие — настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке.
Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор.
Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.
Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах. Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему.
В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост — воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи.
В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание современный ритм жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением.
Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.
ФОТО: Константин Масловец