Великое торжество у православных верующих 19 января – Церковь празднует Крещение Господне. А накануне был Крещенский сочельник. В эти даты в храмах проходят особые богослужения, во время которых звучат праздничные тропари и величания, а к чину Литургии присоединяется чин Великого освящения воды. Призывая Имя Господа, священнослужители освящают так называемые купели.
Эти дни верующие вспоминают события, произошедшие на реке Иордан, когда Господь, выйдя на проповедь, принял Крещение от Иоанна Крестителя. Господь, войдя в воду, своим божественным естеством освятил все потоки земные, все воды, наполняющие землю. В память об этом и совершается чин Великого освящения воды.
Эта освященная вода носит название агиасмы, что значит «великая святыня». Православные верят, что она имеет особую благодать. Поэтому многие стараются накануне и в сам день праздника обязательно запастись крещенской водой.
Как считает протоиерей Виктор Сачковский, настоятель прихода храма святого мученика младенца Гавриила Белостокского в Пинске, агиасма имеет свою благодатную силу лишь только тогда, когда к ней прикасаются с благоговением, приходят за ней с верой. А когда просто набирают воду на Крещение и при этом не имеют представления и понятия, что такое молитва, что такое исповедь, что такое Тело и Кровь Христовы, то особой пользы от нее не будет. Православный человек в эти дни должен постараться найти время не просто прийти за освященной водой в храм – потолкаться возле бака и набрать ее в бутылки, а обязательно прийти на богослужение, на Литургию, помолиться. А затем набрать с благоговением водичку – тогда она будет иметь действительно особую благодатную силу.
Принимать крещенскую воду следует также с особым благоговением, учат священнослужители, и обязательно с молитвой и натощак. Хранить ее следует возле икон. Агиасму можно разбавлять простой неосвященной водой: своих благодатных свойств она от этого не потеряет. Поэтому набирать крещенскую воду десятками литров не обязательно.