Формально аэрофотосъемкой называется фотографирование земли и расположенных на ней объектов с борта летательного аппарата, который тяжелее воздуха. То есть с самолета, вертолета, а в наше время, уже и с БПЛА. Однако, своё начало отрасль, позже преобразившаяся в целую индустрию аэрофотосъемки, делала не с самолетов, а с воздушных шаров или аэростатов, почти 150 лет назад, когда довольно бурно развивались одновременно воздухоплавание и фотографирование.
Сейчас услуги аэрофотосъемки по-прежнему широко востребованы, и теперь они доступны любому человеку. А начиналось всё в XIX веке…
Зарождение аэрофотосъемки в России: первый шаг
В 1851 г. в фотографии произошла революция. Был изобретен мокрый коллоидный процесс, значительно расширивший область применения фотографирования, которое стало активно применяться технических и научных целях.
Почти сразу воздухоплаватели начали экспериментировать с фотосъёмками земной поверхности во время своих полетов. Первый удачный опыт фотосъемки земли из воздушного шара во время полета выполнил А. М. Кованько. Это произошло 18 мая 1886 г. в небе над Санкт-Петербургом. Высота, с которой был сделан снимок, составила 800 м.
А. М. Кованько с 1885 возглавлял первую Российскую воздухоплавательную команду, которая спустя 2 года была развернута в Учебный воздухоплавательный парк. Среди дисциплин, которые здесь осваивали Российские офицеры, была и съемка с воздуха, преимущества и необходимость которой осознавали уже тогда.
Серьезный вклад в развитие Российского воздухоплавания и фотографирования с воздуха внесло и Русское техническое общество (РТО), где направлением воздухоплавания руководил великий ученый, исследователь и изобретатель Д. И. Менделеев.
Первый российский аэрофотоаппарат
Именно в РТО конструктором В. И. Срезневским был впервые сконструирован и изготовлен фотоаппарат, специально предназначенный и приспособленный для выполнения съемок поверхности земли с больших высот. Объектив этой камеры был установлен на бесконечное расстояние до объекта съемки и зафиксирован в таком положении. Это избавило воздухоплавателей-фотографов от забот о фокусировке объектива. Кроме того на этом аппарате имелся компас, позволяющий фиксировать азимут выполняемого снимка.
В камере Сезневского использовались фотопластинки формата 24х24 см., упакованные в особые чехлы-кассеты из прорезиненной, не пропускающей свет, ткани. Каждый такой чехол-кассета имел специальную белую наклейку, на которой фотограф-воздухоплаватель фиксировал условия выполнения снимка. Фотопластинки вставлялись в аппарат и извлекались из него по одной, через специальную прорезь в боковой стенке кожуха. Хотя перезарядка камеры занимала определенное время, она могла производиться в полёте. Для этого была предусмотрена возможность её передвижения вдоль кронштейнов.
Фотосьемка с привязных шаров и змеев
Примерно с середины 90-х гг XIX в. стали развиваться ещё два направления съемок с воздуха, где использовались воздушные змеи и привязные шары. Преимуществом таких воздушных шаров была простота их использования и возможность контроля движения, а, следовательно, и возможность съемки заранее запланированного для этого объекта или участка местности. Такие фотосъемки быстро набрали популярность.
Поскольку привязные шары и воздушные змеи часто не обладали достаточной грузоподъемностью, чтобы нести на борту человека-фотографа остро встала проблема автоматизации процесса съемок. Было изобретено много довольно хитроумных устройств, обеспечивающих контролируемую задержку спуска затвора фотоаппарата. При съемках со змея часто практиковался раздельный подъем самого змея и фотоаппарата, который запускался к змею, уже набравшему достаточную высоту на «парусной тележке».
Первая многообъективная панорамная камера для съемки с воздуха
При беспилотных съемках со змеев и привязных шаров возникла проблема продуктивности воздушной съемки, которая была решена через повышение площади охвата каждого снимка инженером Р. Ю. Тиле, работавшим в области фототопографических изысканий для МПС.
Прототип своего панорамного аэрофотоаппарата он создал в 1898 году, но лишь его четвертая, доработанная модель оказалась полностью пригодной для широкого практического использования. Именно она и стала известна под названием «панорамографа» Тилле.
Статья подготовлена специалистами компании Aero Movie из Санкт-Петербурга, которая специализируется на проведении съемки с воздуха